На прошлой неделе глава Роснано Анатолий Чубайс заявил о начале производства «российского» элктроскутера UJET, в конструкции которого используются нанотрубки, изготовленные российским подразделением компании OCSiAl. Русскоязычный сегмент интернета бурно отреагировал на эту новость и самый главный вопрос, который интересовал читателей, звучал так: «А насколько российский электромопед UJET является российским»?
Но давайте сначала посмотрим, что же представляет из себя UJET. Корпус из углеволокна с добавлением углеродных нанотрубок, в покрышки колес тоже добавлены нанотрубки, есть они и в Li-Ion аккумуляторе.
Это ультрасовременный подход к созданию композитных материалов. Когда вы заливаете раствором железную арматуру, когда вы смешиваете гипс вместе с ватой для заделывания дыры в стене, когда вы слоями проклеиваете материю эпоксидной смолой – вы создаете композитный материал, значительно превосходящий исходные материалы по прочности.
В этом изделии степень «композитности» действительно находится на нано уровне. Поэтому не удивляйтесь толщине рулевой стойки UJET-а, она по крайней мере в 50 раз прочнее, чем если бы была изготовлена из стали. Электродвигатели расположены в самих колесах, но из фотографий не очень понятен тип этих электродвигателей, классические, классические на неодимовых магнитах или это пресловутое «мотор-колесо». Ждем подробностей от производителя.
Бортовой компьютер оснащен сенсорным экраном и механическими салазками, которые выдвигают его из рулевой стойки по команде со смартфона. Электроскутер будет комплектоваться двумя сменными аккумуляторами, более легкая городская версия позволит проехать с одной зарядки около 80 км, а более емкий «загородный» вариант рассчитан на преодоление пути в 164 км.
Чтобы оценить степень «российскости» UJET-а, придется разобраться в бизнес-связях Роснано и его «дочек». Основным компонентом UJET, отличающим его от дешевых аналогов, являются нанотрубки, которые изготовлены сибирским заводом OCSiAl. OCSiAl компания портфельная, формально принадлежит государственной компании Роснано, но значительная часть капиталовложений получена от частных инвесторов. При этом штаб-квартира OCSiAL находится в Люксембурге и там же ей была создана компания-дочка UJET Vehicles. На промо-сайте UJET никакой информации об изготовителе нет, есть только красивая 3D-модель электроскутера и его ключевые характеристики, ждем наполнения сайта более подробной информацией.
Следует полагать, что бурю эмоций в соцсетях вызвала и цена UJET, которая была заявлена в размере 8500 евро. Продаваться мопед тоже будет преимущественно в ЕС, но главное не это. Главное то, что модификаторы с нанотрубками (эмульсия нанотрубок) до этого исторического момента продавалась партиями в количестве нескольких грамм. Для понимания вопроса, за баночку нанотрубок весом 50 гр придется выложить 25 557, 12 рублей. Для изготовления UJET в количестве 30 000 штук (планы производства на год), сибирское подразделение OCSiAl должно будет изготовить около 5 тонн нанотрубок. В таком количестве нанотрубки еще никто не производил. Поэтому и полагал бы правильным рассматривать электромопед Чубайса не как бытовой товар, а как первую ласточку грядущих глобальных перемен. Массовое производство всегда снижает стоимость и это обязательно произойдет с нанотрубками. Если РФ станет лидером по производству нанотрубок и докажет мировому капиталу экономическую целесообразность их применения, то станет одним из технологических лидеров мира. Звучит амбициозно, но вспомните как язвили по поводу размещения кремниевых производств на Тайване, а теперь это один из мировых лидеров в сфере высоких технологий.
Изучая ситуацию вокруг UJET (злые языки уже окрестили UJET «чубайком») невольно приходишь к выводу, что это акция и направлена она в первую очередь на привлечение инвесторов. Соберутся ли они под флагом UJET покажет время, но, в любом случае, впервые за энное количество лет нам показали готовый инновационный продукт, аналогов которому в мире нет, и он в значительной мере «российский». Предлагаю порассуждать на тему, как эти новые технологии изменят мир? Электромобиль будущего, который сможет поднять над головой взрослый человек? Пассажирский дрон, пролетающий 500 км от одной зарядки? Летающий аэродром? Аэробус вместимостью 2000 человек? Домашние тапочки со сроком службы 1000 лет? А самый интересный вопрос, почему некоторые наши сограждане очень недовольны, когда российский чиновник рекламирует российские продукты?
Источник